Лицензии на утилизацию отходов

Получите бесплатную консультацию

Работы, основанные на вывозе, обработке и утилизации отходов, являются правомочными только тогда, когда они подкреплены соответствующей лицензией. В нашем случае такого вида лицензионный документ необходим для того, чтобы легализовать деятельность по утилизации мусора.

Законодательство России регламентирует такую деятельность посредством определенных норм, которые, в частности, устанавливают обязательность лицензирования утилизации отходов, относящихся к 1–4 классу опасности. Здесь подразумеваются отходы, способные негативно повлиять на состояние естественной среды окружения и здоровье людей в той мере, что это может послужить угрозой их жизни.

Как произвести лицензирование деятельности по утилизации мусора? В чем смысл такой лицензии? Сколько она стоит? Что должен знать каждый, желающий оформить разрешительный документ рассматриваемого вида?

Утилизация биологических отходов

Биологические отходы требуют утилизации, но вместе с тем возникает вопрос: подлежит ли лицензированию этот вид деятельности? Чтобы получить исчерпывающий ответ по этой теме, сначала надо сориентироваться в том, что именно представляют собой биологические отходы. Например, под такими отходами следует понимать:

  • абортированный материал;
  • остатки, образование которых связано с проведением хирургических операций;
  • остатки в виде результата осуществления тех или иных процедур с сырьем, являющимся биологическим;
  • субпродукты животного происхождения.

При этом принято классифицировать биологические отходы в зависимости от степени их опасности, которая может быть:

  • эпидемиологическая;
  • радиационная;
  • токсикологическая.

Биологические отходы утилизируются только на основании лицензии, полученной специализирующейся на таком виде деятельности компанией. Отходы этого вида нельзя признать безопасными, поэтому их обработка должна производиться в соответствии с санитарными нормами.

Также отходы, признаваемые биологическими, классифицируются с помощью их разделения на три класса опасности с буквенными обозначениями в виде А, Б и В. Если класс А характеризует неопасный мусор, то классы Б и В включают в себя медицинские отходы, представляющие чрезвычайную опасность для естественной среды и жизни людей. К данным двум категориям относят зараженные вирусами и эпидемиологическими инфекциями отходы, работа с которым может осуществляться только после того, как будет получена лицензия, разрешающая этот вид деятельности.

Лицензируется ли утилизация отходов 5-го класса опасности?

Действующий классификатор определяет, что отходы разделяются на классы в соответствии со степенью их опасности. В результате принято выделять всего 5 классов опасности, среди которых только первые четыре требуют наличие лицензии, так как последний класс включает в себя потенциально неопасные отходы:

  • I класс – отходы, представляющие максимально возможную опасность, что предполагает безоговорочную обязательность получения лицензии на работу с такими предметами, как ртутьсодержащие приборы, гальваника и т. д.;
  • II класс – отходы, характеризуемые несколько меньшой опасностью по сравнению с предыдущим классом, что в то же время не исключает необходимость оформления лицензии. К этому виду отходов относят использованные аккумуляторы, неконтролируемый выброс которых может стать причиной загрязнения окружающей среды посредством свинцового отравления;
  • III класс – отходы с еще меньшей степенью опасности, так как они включают в свой состав отработанные фильтры, масла и им подобные элементы, способные утилизироваться самостоятельно, то есть естественным путем, но не до конца, что и относит их к предметам и веществам, представляющим угрозу. В связи с этим лицензионный документ для работы с отходами данного класса обязателен;
  • IV класс – отходы в виде продуктов переработки нефти, попадание которых в естественную среду наносит значительный ущерб экологии, что определяет их опасность. Поэтому лицензирование в данном случае также необходимо;
  • V класс – отходы, выпадающие из списка опасных, так как они не представляют непосредственную угрозу здоровью людей и состоянию окружающей среды. Обычно к такому виду мусора относят пластик и целлофан, способные с течением времени накапливаться в местах хранения, что, впрочем, не приводит к экологическим катастрофам. Именно этот факт исключает лицензирование деятельности, связанной с этим видом мусора.

Как получить лицензию?

Процедура получения лицензии предполагает обращение в Росприроднадзор как единственный госорган федерального значения, обеспечивающий выдачу такого рода разрешительных документов. С помощью этой контролирующей структуры осуществляется выдача соответствующих документов, а на официальном сайте данной организации можно ознакомиться с реестром действующих лицензий компаний, осуществляющих утилизацию отходов. Это позволяет проверить действительность той или иной лицензии, хотя для получения актуальной информации желательно все-таки обращаться непосредственно в Росприроднадзор за получением соответствующей выписки.

Получение лицензии начинается со сбора необходимых документов:

  • учредительная документация;
  • договор аренды (копия);
  • выписка ЕГРПОУ;
  • документальное подтверждение наличия базы МТО.

Приведенный список – это лишь часть того, что необходимо предоставить. Больше информации по формированию пакета документов доступно на официальном сайте Росприроднадзора.

Лицензионный документ выдается на срок 5 лет, после окончания которого необходимо будет произвести его переоформление.  Компании, предполагающие заняться утилизацией отходов, должны знать, что ее сотрудники обязаны иметь соответствующие допуски к такой работе. При этом Росприроднадзор ежегодно проверяет компании на соответствие их деятельности законодательным нормам, что может заканчиваться отзывом лицензии, если будут обнаружены серьезные нарушения.

Стоимость лицензии при обращении к специалистам?

Лицензию на утилизацию ТБО можно оформить самостоятельно, если вы в курсе всех тонкостей процесса, предполагающего:

  • знание перечня востребованных для получения лицензии документов;
  • умение правильно составлять заявление;
  • четкое понимание процедур, проведение которых связано с получением лицензии, и т. д.

Если вы обладаете упомянутыми знаниями и умениями, а также готовы потратить достаточно много времени на реализацию поставленной задачи, то самостоятельное получение лицензии вполне оправданно.

В то же время возникают ситуации, когда лицензию надо получить максимально быстро или в компании нет компетентных лиц, способных осуществить этот процесс. Что делать тогда? В данном случае остается два варианта развития событий:

  • приобрести готовую компанию, имеющую соответствующую лицензию, что подходит по разным причинам далеко не всем;
  • обратиться к специалистам, готовым взять на себя всю работу по оформлению лицензии.

Последний вариант – лучшее решение, так как профессионалы способны за приемлемые деньги и в сжатые сроки осуществить все процедуры, связанные с получением лицензии посредством услуги под ключ, гарантируя результат без какого-либо риска.